Главная О нас Туры Доп.услуги Фото
Отдыхайте
с нами:
O Монголии
Активный отдых в Восточной Сибири
Байкал
О Монголии
Расписание погоды
Расписание транспорта
Полезная информация
Полезные ссылки
Юмор
Заказать тур
 

Обычаи и празднования монголов

Особенно полно обычаи монголов и черты их характера отражены в классической монографии И. Майского «Современная Монголия».

Монголы отличаются добродушием и гостеприимством, природным любопытством и наблюдательностью.

Выросший среди природы монгол способен замечать вещи, которые совершенно ускользают от внимания европейца. «У монгола какие-то особенные глаза и какая-то особая впечатлительность. Найти свою овцу среди нескольких сотен овец чужого стада, идти не сбиваясь десятки и сотни вёрст по следу прошедшего каравана, находить по каким-то неуловимым признакам дорогу среди безграничных степей и однообразных увалов песчаной Гоби – для монгола столь же обычная вещь, как для европейца ходить по улицам города. Один из монголов, имевший свыше 1000 верблюдов, узнавал каждого из них по следу».

Степным азиатским кочевникам чужда и непонятна озабоченная деловитость европейцев. Жизнь в степи идёт неспеша. Человек медлительный степенный – в их понятии почтенный человек; занятый, торопливый, стремительный – достоин всякого сожаления.

Монголы обладают детским любопытством и непосредственностью. Стоит встать лагерем, как ниоткуда появляется конный всадник. Окрестные монголы приходят посмотреть издалека, подолгу наблюдают за жизнью лагеря. Могут даже заглядывать в палатки, чего не станет делать ни один европеец.

У монголов множество примет и поверьев, обещающих благополучие за доброе отношение к живому и всяческие кары тому, кто нарушит обычай. Например, нельзя копать землю, рубить лес, охотиться и даже посещать некоторые священные места.

Старомонгольский свод законов «Джасак», введённый Чингисханом, гласит: «Чингисханова Яса запрещает ложь, воровство, прелюбодеяние, предписывает любить ближнего, как самого себя, не причинять обид, и забывать их совершенно, щадить страны и города, покорившиеся добровольно, освобождать от всякого налога и уважать храмы, посвящённые Богу, а равно и служителей его».

«Тот, кто мочится в воду или на пепел, предаётся смерти».

«Уважать все вероисповедания, не отдавая предпочтения ни одному».

Старое монгольское общество практиковало ряд запретов, связанных с верой в духов: запрещалось купаться в реке, черпать воду золотой и серебряной посудой, резать скот, перерезая ему горло, ступать ногой на порог жилища, извлекать мясо из котла ножом, осквернять огонь, бить лошадей уздой.

Многие поверья и запреты имеют общие корни центрально-азиатского происхождения, поэтому одинаковы у монголов и бурят – культ обо, культ гор, поклонение Вечно Синему Небу (Хухэ Мунхэ тэнгри) – верховному божеству народов Центральной Азии. Небо, по мнению монголов, видит все поступки и помыслы человека, который никогда не может укрыться от небесного правосудия, поэтому монголы, чувствуя свою правоту, восклицали: «Небо, ты будь судьёй!».

Возле обо надо обязательно остановиться и почтительно принести дары духам, иначе удачи не будет. По поверью монгол каждая  гора и долина имеет своего духа, человек без духов ничто. Нужно задабривать духов, пребывающих везде и всюду, чтобы они не вредили и оказывали помощь. Существует обычай «брызгать» духам местности – перед питьём спиртного чуть-чуть капать на стол из рюмки или одним пальцем, обычно безымянным, слегка прикасаться к спиртному и брызгать в сторону, вверх.  

Одна из главных традиций – почитание природы. Нельзя наносить вред природе – ловить или убивать молодых птиц, рубить деревья у источников, без нужды рвать растения и цветы. Нельзя бросать мусор и плевать в огонь очага, оставлять после себя след пребывания – перевёрнутый дёрн, мусор, незатушенный костёр. У источника воды «аршана» нельзя стирать грязные вещи. Нельзя осквернять священное место плохими действиями, мыслями и словами. Нельзя громко кричать и напиваться.

Особое почтение – к старшим по возрасту.

Уважительное отношение к огню своего очага. Огонь обладает магическим очистительным воздействием. Очищение огнём считалось необходимым ритуалом, дабы гости не устроили или не принесли какого-либо зла. Во время чингисидов все послы и купцы с дарами должны были пройти меж двух огней для обезвреживания от дурных намерений, которые могли иметь. Известен случай, когда монголы безжалостно казнили русских послов лишь за отказ пройти между двумя кострами перед ставкой хана. Нельзя касаться ножом огня, доставать ножом мясо из котла, брызгать молоком в огонь очага, бросать в огонь мусор – это оскорбляет дух домашнего очага. Запрещается давать огонь очага в другой дом или юрту.

Обычай гостеприимства. Поднося гостю чай, хозяйка в знак уважения подаёт пиалу двумя руками. Гость должен принять её также двумя руками – этим он выказывает уважение к дому. Существует обычай правой руки: пиалу при церемонии приветствия передаю только правой рукой. Нельзя отдавать что-либо левой рукой. И естественно, принимать любое подношение нужно правой рукой или двумя руками.

Чтобы подчеркнуть особое уважение, гостю в знак приветствия подают две руки, сложенные ладонями, пожатие рук в этом случае делается также одновременно двумя руками.

Белый месяц (Цаган-Сара) 

Празднование белого месяца принадлежит к древнейшим народным обычаям. Праздник нового года у монголов по восточному календарю приходится на начало белого месяца (по европейскому календарю этот день приходится на февраль). Дата праздника ежегодно исчисляется по лунному календарю. В старину он отмечался осенью и был связан с молочной пищей – осенью у животных значительно меньше молока – в семье начинали есть творог. После принятия буддизма на территории Монголии и введения ламами своего календаря, белый месяц был передвинут к концу зимы и объединён с датой победы основателя буддизма над другими школами. Перед наступлением белого месяца в буддийских храмах проходит праздничная служба, продолжающаяся по нескольку дней. Молятся о счастливом течении нового года. После молебна разжигаются костры, в пламени которых сжигаются старые вещи и приносятся жертвоприношения огню. Когда все обряды закончены, принято ходить в гости, обмениваться поздравлениями и подарками, пировать. Каждый гост, выпивая вино, должен высказать пожелания счастья хояину. На столе в большом ассортименте выставляются продукты, изготовленные из молока: сыр «бислаг», сушёный творог «арул», простокваша «тарак», пенки «урюм», молочная водка «архи», кумыс «айраг» и др.

Надом

Наадам дословно с монгольского – «три игрища мужей». В русском языке – надом – традиционное спортивное состязание по трём национальным видам спорта: монгольская борьба, стрельба из лука, конные скачки. История надома уходит в глубокую древность. Праздник проходит 11-13 июля каждый год. На праздник съезжается большое количество участников и гостей. У подножия горы Богдо-Ула, рядом с аэропортом, вырастает огромный палаточный лагерь и образуется большая стоянка автомобилей горожан, приезжающих на праздник. Звучит национальная музыка, много людей в национальных нарядах, торговых точек, предлагающих разнообразные блюда монгольской кухни. Кульминацией праздника становятся зрелищные массовые конные скачки.

Монгольская национальная борьба имеет свой ритуал, правила и специфические особенности: схватки не ограничиваются по времени, нет весовых категорий, побеждённым считается тот, кто первым коснётся земли, у каждого борца свой судья, после поединка побеждённый должен пройти под поднятой рукой победителя (в знак того, что он признаёт своё поражение).

Культ обо

Обо – это древнее святилище, местопребывание духов-хозяев местности. С древних времён культ почитания обо широко распространён на территориях Монголии, Тибета, Алтая и Сибири. Центрально-азиатские народы сохранили до наших дней изначальную религию человечества – обожествление природы и веру в духов, пребывающих везде и всюду. Первобытные племена Азии выдели особо места, где было видение, исцеление, чудо или природный феномен. Там, где духи являли себя или где они действуют, сооружали примитивные алтари из дерева, камней и глины для жертвоприношений и молитв. Чаще всего встречается обо в виде пирамидальной группы камней. С годами обо увеличивается в своих размерах за счёт жертвенных камней от проходящих путников. В Монголии под влиянием космологии буддизма вокруг главного обо сооружается 12 малых.

Обо сооружается в местах поклонения духам на перевалах или вершинах гор, в святых местах и вблизи буддийских храмов, и часто являются единственным ориентиром для путешественников в пустынной местности.  Каждый бурятский род, монгольский сом он и буддийский монастырь имели свое обо.

Обо определяет место, где надлежит произносить молитву и преподносить жертвоприношение духам местности, чтобы снискать их покровительство в путешествии или для проживания на данной местности. По древним верованиям духи – причина всех радостей и несчастий человека, от них зависят здоровье, удача, а также все бедствия. Духов великое множество: есть духи стихий, мест, домашнего очага и т.д. Чествование духов и задабривание их жертвами позволит избежать несчастий.

Каждое обо имеет своего хозяина – духа местности, ему преподносятся жертвоприношения в виде пищи, брызганья вина, лоскутов матери, щепотки табака, монет, бумажных денег, пуговиц и т.д. Подношение заключается не в вещах, а в вере. Ценность вещи не имеет значения – важен сам факт жертвоприношения, но дары должны быть хорошие, пригодные в употребление. Можно подносить мандалу, воду, воображаемые дары.

По древней традиции перед обрядом жертвоприношения обо обходят три раза по часовой стрелке, символизируя тем самым уважение ко всем трём мирам: нижнему, среднему и верхнему. Затем представляются духу местности, рассказывают о цели своего путешествия, и уже после этого просят покровительства в пути или излагают ему свою заветную просьбу. Без жертвоприношений обращаться к верховным божествам древняя традиция запрещает.

 

В начало




 

 

 

 

 
 
 

©Туринфоцентр «Байкал»

 

Hosted by uCoz